Воспитательная работа в современной школе - сложный и многогранный процесс, осуществляемый при помощи разнообразных форм.
Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве. Цель воспитания при этом ориентирована на развитие у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизнедеятельности, окружающему социуму, природе, культуре. При этом важной воспитательной задачей становится формирование у учащихся ощущения времени, способов взаимодействия с прошлым и настоящим, прогнозирования будущего, что предполагает:
- связь воспитанников с прошлым, наличие у них культурной, исторической памяти;
- развитие у них устремленности в будущее, системного видения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества и пути их разрешения;
- обеспечение полноценной жизнедеятельности в настоящем с учетом интересов индивидуальных особенностей, развитие способности адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.
Согласно Программе воспитания школа проводит воспитательную работу по направлениям:
Духовно-нравственное направление, гражданско- патриотическое воспитание:
- Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- Формирование у воспитанников такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность;
- Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, центра образования, семьи;
- Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи;
Общеинтеллектуальное направление, проектная деятельность:
- Стимулирование интереса у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе;
- Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности;
- Содействие в проведении исследовательской работы учащихся;
- Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся;
- Изучение учащимися природы и истории родного края;
- Проведение природоохранных акций;
Общекультурное направление:
- Формирование у учащихся таких качеств как культура поведения, эстетический вкус, уважение личности;
- Создание условий для развития у учащихся творческих способностей;
- Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей;
Спортивно- оздоровительное воспитание, основы безопасности жизнедеятельности:
- Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь;
- Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом;
- Профилактика детского травматизма на улицах и дорогах, в быту, на водоемах;
- Реализация деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
Экологическое воспитание:
- Формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой;
Нравственно-правовое направление. Работа с детьми группы риска:
- Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению;
- Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся;
- Организация мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма;
- Проведение эффективных мероприятий по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков;
Профориентационное направление:
- Разработка и внедрение современной модели комплексной профориентационной работы;
Самоуправление в школе и в классе:
- Развитие у учащихся качеств: активности, ответственности, самостоятельности, инициативы;
- Развитие самоуправление в школе и в классе;
- Организация учебы актива классов;